ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.

ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.

ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.
Троицкий собор знаменит несколькими обстоятельствами:
- строился исключительно на добровольные пожертвования;
- был удивительно похож на храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Петербурге (все три по проекту К- А. Тона и все три снесены);
- строился в общей сложности 55 лет-с 1845 по 1900 год (строительство замораживалось из-за обвала купола, потом из-за нехватки средств).
Вместимость собора 2400 человек. На стенах было 170 росписей. Имел по тем временам первоклассное техническое оснащение, в частности паровое отопление. В 1929 году службы в соборе прекратили, в начале 1930-го приступили к разборке храма и в 1934 году полностью снесли.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ. АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ И.Д.АСТАШЕВА

АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ. АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ И.Д.АСТАШЕВА. Просп. Ленина, 75. Единственная сохранившаяся в Томске с середины XIX в. усадьба с каменными постройками в стиле позднего классицизма. Старинная часть главного музейного здания, с фронтонами и колоннами, украшает город стройностью и гармоничностью своих ампирных форм. Более поздняя пристройка к этому дому, расположенная в глубине двора, обращает на себя внимание пятью куполами и изящной колокольней над одним из входов в музей. Начало существованию этого памятника положила "золотая лихорадка", охватившая Томск в 1830-х гг., когда в Томской губернии началась разработки золотых россыпей. Разбогатевший золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев стал "основателем" усадьбы. При нем в 1842 г. был построен дом в стиле ампир (ныне часть главного здания музея), а позже, до 1869 г., - дворовый и уличный флигели, кирпичные амбары, конюшни, баня и пр. "Дворец Асташева" был одним из лучших в городе зданий как по красоте внешней отделки, так и по роскоши внутреннего убранства. Предметы сохранившихся в музее асташевских интерьеров имеют аналоги в собрании Эрмитаж"
Гостями Асташевых были не только чиновники и купцы Томска, генерал-губернаторы Сибири, но и ссыльные: декабрист Г.С.Батеньков, анархист Бакунин. В 1868 г. здесь три дня во время своего пребывания в Томске пожил великий князь Владимир Александрович. Наследник Асташева в 1879 г. продал усадьбу Томскому духовному ведомству. В 1881-1919 гг. бывший асташевский дом стал местом пребывания томских архиереев, центром обширной Томской епархии. Новые владельцы в 1881-1891 гг. соединили асташевский дом с дворовым флигелем и пристроили к ним здание с домовой архиерейской церковью во имя Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Над входом была возведена колокольня. Сотни томичей собирались по воскресеньям на архиерейские богослужения в домовой церкви и на духовные чтения, устраивавшиеся священниками Томска в соседнем "читальном" зале. В бывшем асташевском доме разместились покои преосвященных, в уличном флигеле - духовная консистория. В 1922 г., по решению властей, бывший асташевский дом был передан Губмузею. Колокольню сняли в 1930 году, а ограду и ворота разобрали в конце сороковых - начале пятидесятых годов. Экспозиции на протяжении десятилетий размещались в самом большом здании. Помещение бывшей домовой церкви служило местом проведения лекций, позже - концертным залом, в котором в 1980 г. был установлен орган. В 1982 г. из состава музея выделился Томский областной художественный музей.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР.
Деревянный собор на Уржатке был построен в 1649 году. К 1790 году собор обветшал, и на его месте начали возводить кирпичную церковь того же названия в стиле русского барокко. Работы завершились в 1804 году. Переулок, ведущий к храму, и площадь, где он стоял, получили название Благовещенских (теперь Батенькова). Достопримечательностью "старого" собора являлся резной деревянный иконостас середины XVIII века, в котором помещалась томская реликвия-икона Святой Троицы, врученная царем Борисом Годуновым основателям Томска. В 1930-м году храм снесли. Иконостас с реликвией бесследно исчезли.

НЕМЕЦКАЯ КИРХА.

НЕМЕЦКАЯ КИРХА.
Лютеранская церковь в готическом стиле-кирха Девы Марии - была заложена в июле 1859 года. Снесена в 1930 году. Сейчас на ее месте аттракционы городского сада.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ. Бакунина, 4. Полное название - Римско-католический костел Святой Покрова Девы Марии Царицы Священного Розария. Построен в 1833 г. по проекту архитектора К.Г.Турского, инженера Ю.И.Шраера. Инициатором постройки явился сосланный в Томск французский подданный граф Александр Машинский. Архитектура костела выдержана в стилистике позднего классицизма XVII-XVIII вв. В начале века в костеле находились старый (1862 г.) и новый [1920 г.) органы, деревянная раскрашенная скульптура и ряд живописных копий с картин выдающихся европейских мастеров живописи. Костел был закрыт в 1940 г. После длительной реставрации 81979 г. в здании разместился планетарий. Через 10 лет костел был возвращен верующим. Общине был возвращен и дом напротив, построенный на средства прихожан.

ЕВРЕЙСКАЯ СИНАГОГА.

ЕВРЕЙСКАЯ СИНАГОГА.
Красивое здание в мавританском стиле до сих пор обращает на себя внимание всех, кто проходит или проезжает по улице Розы Люксембург (сейчас там, в доме № 38, размещается областной суд).
Бывшая синагога соседствовала с Сенной полицейской частью и была основана в 1850 году, но существующее здание построено позже-в 1902 году.
Кроме этой синагоги было еще две (обе деревянные): одна по переулку Подгорному, 13 (ул. Беленца, 13) и вторая-по улице Нечаевской (пр. Фрунзе, 15). Здание последней сохранилось и переоборудовано под жилой дом.


 

вверх

Веб-дизайн: Алексей Паксеев

 

Сайт управляется системой uCoz